Внимание!

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!

Родителям


Показатели развития ребенка к 2 годам

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фи­гуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (со­бирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называ­ет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру пред­метов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холод­ный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия:

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сач­ком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявле­ния игрового материала, находясь в проблемной си­туации (кормит куклу, если рядом посуда; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

· по просьбе взрослого, без показа,

· по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких иг­рушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.):

· по просьбе взрослого,

· по образцу,

· самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действи­ях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на сво­ем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

· при нежелании выполнить просьбу взрослого,

· подражая близкому человеку, другому ребенку,

· для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в от­вет на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрос­лым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (ми­мика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие or самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, от­ношение к ним дифференцированное (активные дви­жения, раскованность, зачарованность, заторможен­ность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизион­ные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

· собственного действия,

· действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожило­му человеку, бережно относится к животным, расте­ниям:

· по примеру взрослого,

· по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о зна­комых событиях (о том, что делал па прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях.

Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи).

«Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого.

Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200 - 300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах. Фразы не оформлены.

Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия.

Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпе­вает.

В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.

Задает вопросы.

Называет предметы на картинке:

· по просьбе взрослого,

· самостоятельно (комментирует)

Облегченные слова заменяет правильными.

Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый».

Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй­те» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)).

Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

Пользуется носовым платком (при напоминании).

Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующим­ся шагом.

Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки.

Меняет темп: ходьбу на бег.

Бегает семенящим шагом.

Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками.

Бросает мяч в горизонтальную цель.

Ловит мяч с близкого расстояния.

Скатывает мяч с горки.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Это дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и строго контролируют выполнение этих правил.


Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Поэтому родителям следует относиться  к детской игре со всей серьезностью, всячески поддерживая любые стремления детей  играть.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.
В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. Общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит. в основном, характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.
При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

Примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".
В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например, так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности. Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

РЕБЕНОК 4-5 ЛЕТ:

· Знает и умеет различать цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый.

· Знает геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб.

· Знает и различает пространственные отношения: около, рядом, между, справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

· Знает и умеет соотносить предметы по длине, ширине, высоте.

· Знает все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

· Понимает значение: больше - меньше, поровну.

· Умеет находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

· Умеет решать простые логические задачи.

· Умеет находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Может объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

· Умеет складывать по образцу постройки из конструктора.

· Умеет складывать разрезанную на 4-5 частей картинку.

· Умеет (не отвлекаясь), в течение 10-15 минут выполнять задание.

· Умеет называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза - домашние животные; зима, лето, весна - времена года).

· Умеет подбирать противоположные по смыслу слова: дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро.

· Умеет застегивать пуговицы, крючки, молнии.

· Заштриховывает фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.

· Определяет правую и левую сторону.

 Возрастные особенности детей 5-6 лет  
 
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным способом познания окружающего мира. 

В этом возрасте ваш ребёнок:
* Активно познаёт окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение помогает развиваться и адаптироваться к миру, который для него пока малообъясним. 

* Ребёнок желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Для ребёнка важно внимание взрослого, поэтому он может привлекать его любыми способами, в том числе «плохими» поступками.

* Ребёнок имеет множество желаний, хочет получить то, что ему надо, поэтому он всё время проверяет прочность выставленных другими границ.

* Он готов общаться с ровесниками. Постепенно приходит к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем в других видах деятельности. В этом возрасте ребёнку нужен внешний контроль, например, со стороны товарищей по игре. Дети сначала научаются контролировать друг друга, а потом – каждый себя.

* Ребёнок многое может и хочет делать самостоятельно, но ему очень трудно долго сосредоточиваться на том, что неинтересно.

* Он очень хочет быть похожим на значимых для него взрослых. Любит играть во «взрослые» дела.

* Начинает интересоваться вопросами пола. По этому поводу может задавать «неудобные» вопросы.

* Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Родителям важно: 

• поддерживать в ребёнке стремление к позитивному самовыражению. Постараться обеспечить возможности для разнообразного творчества. 
 
• Обеспечивать возможность общения со сверстниками, помогая только в случае больших эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся ситуацию и рассматривая вместе варианты выхода из неё. 
 
• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьёй, вместе с ребёнком обсуждать планы. 
 
• Постепенно снижать контроль и опеку, радоваться самостоятельным успехам ребенка. 
 
• Помнить, что ребёнок охотнее откликается на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознайте, что, обращаясь к нему, как помощнику, вы развиваете в нём «взрослую» позицию. Обязывая выполнять ваши требования, вы сохраняете «детскую» позицию. 
 
• Помогайте ребёнку справляться со страхами. Выслушивайте ребёнка и сочувствуйте ему. Поддерживайте в момент проживания страха, будьте, по возможности, рядом, когда это необходимо пугливому ребёнку, но постепенно предоставляйте возможность справляться самому с чем-то менее страшным.


Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребёнок:

* Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать во сверстниками и взрослыми. Ребёнок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

* Постепенно социализируется, т.е. адаптируется к социальной среде.  Он способен переходить от своей позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать.

* Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая даётся с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам добавляется познавательный интерес. Но произвольность еще формируется, и поэтому ребёнку трудно быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он всё ещё легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

* Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придаёт ему взрослости, к которой он так стремится. Полная психологическая готовность ребёнка к школе определяется его мотивационной готовностью, интеллектуальной зрелостью, сформированной произвольностью, т.е. способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

* Очень ориентирован на внешнюю оценку. Ребёнку пока трудно составить мнение о себе самом, он создаёт свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Вам как родителям важно:

* Быть главными помощниками ребёнка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке.

* Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребёнка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, трудно усидеть на месте, выполняя какое-нибудь несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

* Понимать, что желание ребёнка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребёнку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему всё больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребёнок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.

* Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребёнка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребёнка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности, избегайте заключений о личности ребёнка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

* Спрашивать мнение самого ребёнка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребёнка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создаёт мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

* Еще до того, как ребёнок пойдёт в школу, осознать, что успехи или неудачи ребёнка в процессе учёбы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение отражает способность ребёнка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.